Ацюковский В.А.
Официальный сайт
Главная

О научной работе

Эфиродинамические
гипотезы


Фотогалерея

Библиография

Издания электронные

Издания печатные

Лекции (CD-ROM)

Заказ

Ссылки

Обратная связь

Материализм и релятивизм. Критика методологии современной теоретической физики /

Введение

В 1909 г. вышла в свет книга В.И.Ленина "Материализм и эмпириокритицизм" [1]. Разбору этой широко известной работы посвящена обширная литература. Напомним некоторые положения, высказанные и обоснованные В.И.Лениным в этой работе.
В конце XIX - начале ХХ вв. в естествознании началась подлинная революция: были открыты рентгеновские лучи ( 1885 г.), явление радиоактивности (1886 г.), электрон (1887 г.), радий (1898 г.) и многое другое. Развитие науки оказало ограниченный характер существовавшей до тех пор физической картины мира. Начался пересмотр целого ряда понятий, выработанных прежней классической физикой, представители которой, как правило, стояли на позициях стихийного, неосознанного, часто метафизического материализма, с точки зрения которого новые физические открытия казались необъяснимыми. Классическая физика исходила из метафизического отождествления материи как философской категории с определенными представлениями об ее строении. Когда же эти представления коренным образом изменились, философы-идеалисты, а также отдельные физики стали говорить об "исчезновении" материи, стали доказывать "несостоятельность" материализма, отрицать объективное значение научных теорий, усматривать цель науки лишь в описании явлений и т.п.
В.И.Ленин указывал, что возможность идеалистического истолкования научных открытий содержится уже в самом процессе познания объективной реальности, порождается самим прогрессом науки.
Проникновение в глубины атома, попытки выделить его элементарные составляющие части привели к усилению роли математики в развитии физических знаний, что само по себе было положительным явлением. Однако математизация физики, а также неполнота, относительность наших знаний в период коренного изменения физической картины мира способствовали возникновению кризиса физики и явились гносеологическими источниками "физического" идеализма.
В условиях кризисной ситуации в физике идеалистическая философия сделала попытку вытеснить материализм из естествознания, навязать физике свое гносеологическое объяснение новых открытий, примирить наука и религию. По образному выражению В.И.Ленина [1] ":новая физика свихнулась в идеализм, главным образом, именно потому, что физики не знали диалектики".
Со времени выхода в свет ленинского труда прошло более 80 лет. За это время революция в физике начала ХХ в. укрепила свои позиции: появились новые области науки, давшие самые разнообразные теоретические и прикладные результаты. Однако в последние десятилетия наметился спад в наращивании новых достижений. Это обстоятельство может быть в определенной степени объяснено утратой теоретической физикой ведущей роли по отношению к практике. Физическая теория оказалась неспособной (и эта неспособность все усиливается) оказать действенную помощь практике в решении возникших новых неотложных задач, которые выдвинула жизнь. И это не случайно, так как теоретические изыскания, проводимые физиками-теоретиками, все больше отрываются от действительности, причем сам этот отрыв стал почитаться за некоторую доблесть, научную. Смелость. Целью физики было объявлено создание "безумных идей", т.е. идей, максимально оторванных от реальности, а генеральной задачей объявлено не познание законов и устройства природы, а создание ТВО (Теории Великого Объединения) т.е. формального (даже не сущностного) объединения в единой теории четырех фундаментальных взаимодействий - ядерных сильного и слабого, электромагнитного и гравитационного. Физика фактически превратилась в некий раздел математики, свободно оперирующий абстрактными понятиями - множественностью размерностей пространства, множественность. Размерностей времени, множественностью Вселенных, всевозможными "кривизнами" и "дискретностями" пространства и времени и многими другими, не имеющими никакого отношения ник реальной природе, ни к диалектическому материализму.
В.И.Ленин указал в своей работе, что "современная физика лежит в родах. Она рождает диалектический материализм. Роды болезненные. Кроме живого и жизнеспособного существа, они дают неизбежно некоторые мертвые продукты, кое-какие отбросы, подлежащие отправке в помещения для нечистот. К числу этих отбросов относится весь физический идеализм, вся эмпириокритическая философия вместе с эмпириосимволизмом, эмпириомонизмом и т.п.[1, c. 332]. Однако, к большому сожалению, все это оказалось справедливым и по отношению к состоянию теоретической физики в конце 80-х годов ХХ в. Роды физикой диалектического материализма явно затянулись. Физический идеализм, эмпириокритицизм, все отбросы "болезненных родов физики", о которых предупреждал В.И.Ленин, расцвели пышным цветом. Можно утверждать, что все критические замечания В.И.Ленина в адрес теоретической физики конца XIX - начала ХХ вв. в полной мере сохранили свое значение и по отношению к современной теоретической физике - физике второй половины - конца ХХ в. Задача автора предлагаемой работы - раскрыть это утверждение.

 
© 1990-2013 Ацюковский В.А. Все права защищены.